Биографические данные

Художник Виктор НиколаевОценить художника можно лишь по прошествии времени, когда становится ясной ценность его вклада в процесс современной художественной жизни.

Активная творческая позиция дает возможность проявить себя в различных областях изобразительного искусства.
Виктор Николаев создал множество произведений живописи и графики, монументальные панно, десятки скульптурных портретов, оформлены театральные постановки, также он работал в книжной графике, проектировал музеи. Но основным в творчестве художника остается живопись. Чем является она для Виктора Николаева? По убеждению маэстро, живопись, обладая своим универсальным языком, не нуждается в пояснениях, и тайна творчества, как он ее понимает, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней – гарантия искренности живописца.

Интерес к творчеству пробудился у Виктора рано.

Этому способствовало отношение к искусству, царившее в доме. Живопись украшала стены квартиры. Юный художник копировать ее начал рано, причем не ограничивал себя размерами холста и делал копии в размер оригиналов. Сам мальчик тогда был ростом не выше своих картин. Это занятие поощрялось мамой, хотя кисти вытирались тем, что попадалось под руку – скатертью, покрывалом, рукавом. Эксперименты с красками заходили далеко. Ими раскрашивали кота и кормили ручного ежа. Чтобы не оставлять ребенка без присмотра , его отводили на целый день в Эрмитаж, так как жили рядом, на Дворцовой набережной. Вся жизнь будущего художника прошла в центре Петербурга. Детские прогулки – в Александровском саду, школа – сначала у Исаакиевского собора, а потом на Фонтанке. Причем не просто школа, а старинное здание с колоннами, бюстами просветителей, аудитории с амфитеатром и настоящей кафедрой.

В 16 лет Виктор неожиданно стал обладателем превосходной библиотеки, которую всю жизнь собирала родная тетя и подарила племяннику. Это были монографии, альбомы с репродукциями, книги о художниках, энциклопедии – богатство, свалившееся на жаждущего знаний. Сейчас эта библиотека многократно преумножена. Есть книги с автографами Карзу, Матисса, Буффэ. Примерно в это же время зародилась еще одна страсть. Сосед, бывший много лет дипломатическим работником – подарил открытки. С них началась большая коллекция, насчитывающая несколько тысячи экземпляров. Ценность ее не в количестве, а в знаниях, полученных в условиях жесточайшего информационного дефицита, сформировавших вкусы и пристрастия молодого художника. Появилась привычка ходить по букинистам, копаться на прилавках «Старой книги». Собирались открытки, привозимые из-за границы с репродукциями Дюфи, Ван Донгена, Пикассо, Брака, Шагала и других художников европейских музеев и частных коллекций. Здесь нужно заметить, что в те времена даже альбомы этих художников находились в специальных отделах библиотеки и выдавались не каждому желающему, а уж купить что-то подобное было и вовсе невозможно. Умение найти материал, воспользоваться информацией проявилось в охоте за тоненькими книжками в черных обложках, они были карманного формата и бичевали буржуазную культуру. Их тенденциозность отражалась в названиях типа: «Искусство в плену», «Из жизни в ничто» и т.д. Читались они особым способом. Впитывалось именно то, что поносилось автором. Может быть вначале из чувства противоречия, а потом – убежденности в праве на свое личное мнение.

Виктору хотелось заниматься всем, но благодаря тем же счастливым обстоятельствам он не стал артистом, хотя сыграл роль Труффальдино, оставил балетную студию, не стал заниматься джазом, играя на ударных в ансамбле. То, чем он не прекращал заниматься никогда – рисование. Причем, в школьные годы, это, в общем-то спокойное, тихое увлечение выливалось в скандалы и конфликты. Во всех тетрадях неутомимой рукой юного художника изображались обнаженные модели с узнаваемыми лицами учителей. Директора школы совсем не интересовала выразительность изображенного образа, найденная индивидуальность характеристики, анатомическая архитектурность модели.

Выход своей творческой энергии Виктор нашел в рисовальных классах Академии Художеств. Были еще уроки в студии на ул. Рубенштейна, где студенты рисовали обнаженную модель. Будущий художник много работает над постановками и натурой, делает сотни этюдов. Педагог, чувствуя, что интересы Виктора, не укладываются в рамки программы, видя его тягу к современному направлению искусства, посоветовала поступать в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, (ныне имени Штиглица ). Там и проявились основные черты характера, которые с течением времени, в главном, остаются неизменными: прямо идти к цели (короткий путь от точки до точки - прямая), не кланяться, работать. Независимость, индивидуальность – черты абсолютно не нужные человеку, чья молодость совпала с годами застоя. Любое инакомыслие, особенно в художественной среде, всячески пресекалось. Иметь свое мнение и право на поступок отваживался только сильный человек.

Николаеву повезло с учителями. Много дало общение с профессором И. А .Ваксом, учеником В. Кандинского. Руководителем диплома был профессор Фомин. Тему Виктор выбрал сам: «Олимпиада-80», что в 1971 году многим показалось преждевременным. Но и этого Виктору было мало: выдвинул идею единой темы дипломов для всех кафедр института, запросил материалы Олимпийского комитета Мюнхена (о компьютерах в те времена слышали, но не все видели). В институт из Германии пришел толстый конверт на имя господина Николаева. Главное – подойти ко всему глобально. Как показало время, тема «Олимпиада 80», заявленная за восемь лет до реального события действительно воплотилась в жизнь серьезным проектом, над которым работала команда из 500 человек. В институте он ходил героем. Про него говорили: «Художник !» и это в художественном ВУЗе. А говорили так, потому что отважился на смелый поступок, представил свою графическую работу «Стрижка деревьев» для экспозиции Союза художников в Русском Музее, амбициозно претендуя наравне со своими преподавателями быть участником такого престижного мероприятия и прошел. Список участников выставки регламентировался сверху и случайных работ быть не могло. Эта работа и сейчас, новыми глазами, удивляет точностью переданного состояния: последние редкие льдины на Фонтанке, графичность, уродливая красота искромсанных секаторами деревьев.

Да, творческую биографию надо начинать с Русского Музея! Эта работа стала первой публикацией Николаева, с нее начался творческий стаж. Учителем, наставником и другом был Леонид Григорьевич Ляк – хороший художник, опытный организатор. Однажды, встретив Виктора на Невском проспекте, сказал: «Где ты болтаешься без дела, чтобы завтра был в Комбинате». Слово «комбинат» в лексике застойной жизни означало вожделенное место, где художники-профессионалы получали заказы. В эти годы Николаевым создаются архитектурные проекты для музеев Череповца, Караганды, Астрахани, Ленинграда и Ленинградской области. В 1977 году произошло огромное событие в культурной жизни города – открытие Центрального Выставочного Зала на Исаакиевской площади. В течение первых 12 лет, Николаев был художником-экспозиционером ряда выставок Союза художников в Манеже, что было большой организационной творческой работой. Главная задача – из двух-трех тысяч картин и скульптур, отобранных творческим сектором Союза художников и согласованных с идеологическим отделом Горкома Компартии, выстроить, обычно в экстремальные сроки, единую экспозицию. Сколько было трагедий в творческой жизни отвергнутых претендентов. Еще столько же среди тех, кто участвовал в выставке, но был недоволен местом или соседом.

Становление и развитие творческой индивидуальности – процесс сложный, включающий в себя не только самосовершенствование, движение вперед, но и познание, изучение опыта прошлого, «прохождение» через школы, течения, через затронувших душу мастеров – их мировосприятия, взгляды, почерк. Проявляя явный интерес к различным системам изобразительного мышления, Виктор Николаев вырабатывает свою стилистическую манеру, ищет подходящую для этого форму и пределы самовыражения. Он отдает предпочтение рисунку, локальному цвету, фактурам, «железная» композиция – главное в построении картины. В своих живописных произведениях художник пользуется полной внутренней свободой, позволяя себе спокойно переходить от абстрактного стиля к фигуративу.

В 1996 году известный петербургский коллекционер Андрей Лобанов, собираясь показать свою коллекцию в Смольном Соборе на выставке «Русский самовар», попросил Николаева написать произведение на эту тему. Коллекция Лобанова состоит из 200 самоваров и, как считал сам собиратель, «полностью отражает историю самовара за три столетия». Художник выполнил просьбу. На полотне самовар - могучий, пышущий, с огромным краном, блестящий золотом и кармином, разлетающийся жаркими, широкими мазками. Лобанов, трогая полотно руками, сказал: «Как на меня похож!». И назвал картину «Портрет коллекционера Лобанова».

Художник Виктор Николаев В 1997 году в Гильдии актеров театра и кино обсуждался сценарий празднования юбилея народного артиста Игоря Дмитриева. Были привлечены большие творческие силы, команда известных артистов. Режиссер – Виктор Титов, главный художник-постановщик – Виктор Николаев, при деятельном участии самого юбиляра. Игорь Дмитриев волновался: «Кто будет участвовать в программе, а декорации, афиши, приглашения?». Он принес для обсуждения целую пачку образцов пригласительных билетов, но, ни на одном не мог остановиться – то слишком академично, то безвкусно, то банально. Игорь Дмитриев подробно, до скрупулезности объяснял задачу, для него все было важно. Разработать макет билетов поручили Виктору. Получилось красиво и просто. Легким изящным пером, в один цвет изображен юбиляр в роли артиста Мюзик-Холла (амплуа, с которого начиналась творческая жизнь Игоря Дмитриева). С тростью, в цилиндре, окруженный кардебалетом. Танцующий, элегантный, молодой, среди красоток кабаре. Через три дня, получив в руки готовые макеты, артист поблагодарил художника и сказал: «Это то, что нужно. Теперь все в порядке» и заторопился в театр на репетицию. Концертная часть была поставлена на сцене Мюзик-Холла. Режиссер и художник-постановщик задали нужный ритм, определили регламент. Юбилей стал настоящим театральным событием сезона.

Было много волнующих творческих встреч, связанных с выполнением художественных проектов, заказов. Приняв участие в конкурсе проектов реконструкции старинной итальянской виллы, Виктор победил. Трехэтажная вилла XVII века несколько раз перестраивалась. Владельцы по требованию службы охраны памятников архитектуры Италии должны были вернуть зданию исторический вид. Объем работ включал все – от фундамента, фасада, крыши до проектирования интерьеров и ландшафта. Работа над проектом по времени заняла больше года. Парма вначале разочаровала прозаическим и будничным видом, но Корреджио, Тьеполо, радостное итальянское небо, приветствия завсегдатаев кафе Верди на рыночной площади, произведения великих мастеров прошлого не могли оставить равнодушным сердце творческого человека, также как и аплодисменты, которыми наградили его жители города перед Пармской галереей, где мэр представлял русского художника.

Четвертый Российский кинофестиваль «Литература и кино» проходил в 1998 году в городе Гатчина. Президентом фестиваля был Даниил Гранин. Главный режиссер – Виктор Титов. Фестиваль делают звезды, их было немало и среди гостей, и среди участников. Виктор Николаев – художник-постановщик фестиваля блестяще подтвердил свой профессионализм красивыми идеями. Не все из них стали реалиями фестиваля. Зато в вечернем небе огненная линия из тысяч электрических лампочек очертила контуры кинотеатра и превратила типовую застройку в зовущее призывными огнями зрелище. Культурная программа начиналась открытием выставки народного художника СССР Михаила Аникушина и народного художника России Марии Литовченко, задав высокий художественный уровень мероприятия. Материалы были получены из творческой мастерской Михаила Аникушина. Не смотря на то, что проходили одновременно три выставки Аникушина, и казалось, что материала для фестивальной экспозиции было мало, отступать было некуда. Мероприятие уже включено в каталог фестиваля. Николаев отобрал несколько рабочих моделей небольшого размера, неокантованные рисунки с лохматыми краями, пыльные фотографии, фрагменты скульптурных композиций. Позже, когда все это привели в порядок, одели в рамы, поставили в витрины и на подиумы – произведения засверкали. Мария Тимофеевна Литовченко – Аникушина удивлялась и благодарила за цельную, красивую выставку. В рамках культурной программы фестиваля состоялась и персональная выставка В. Николаева «Балет. Театр, Костюмы». Газета «Французские новости», освещая события фестиваля, отметила эту выставку, особенно впервые показанный публике портрет Рудольфа Нуреева, написанный к 60-летию артиста.

Производя впечатление светского, богемного, легкого в общении человека, Виктор Николаев больше всего любит находиться в своей мастерской. Самое большое желание – работать, остаться одному, сосредоточиться. Мастерская – это храм. Здесь чисто, вещи лежат на своих местах. Порядок во всем. Определенный этап работы или какого-то заказа заканчиваются генеральной уборкой, чтобы новое начать с чистого листа. Очень раздражает, когда в этот упорядоченный, отлаженный механизм неожиданным стуком в дверь врывается внешняя жизнь, бесцеремонно разрушая состояние сосредоточенности. Выводит из равновесия то, что мешает работать: мелкие дела, пустые телефонные звонки, особенно ожидание опаздывающих и неотзвонивших, все то, что час за часом поглощает время, уносит драгоценные световые часы короткого петербургского зимнего дня, забирают энергию – эта тягостность, вязкость, бесполезность времени, вырванного у работы.



Художник Виктор Николаев.  Даты.

 

1973 год – окончил ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (Академия им. Штиглица)
1977-1987 годы – главный художник-экспозиционер художественных выставок в Манеже,  областном выставочном музее, Союзе художников, музее городской скульптуры, выставочном зале «Художник РСФСР»
1980 год – автор проекта «Олимпиада-80» (г.Ленинград)
1982 год – член Союза художников
1985-1993 годы – член Музейно-выставочного совета живописного комбината (г.Ленинград), автор проектов «Музей художника Верещагина», г. Череповец; музей Военно-медицинской академии, г. Ленинград; «Музей В.И. Ленина», г. Астрахань; «Музей природы», г. Череповец; краеведческий музей, г. Караганда.
1985 год – лауреат премии года за лучшее художественное произведение, г. Ленинград;
1992 год – президент Фонда социальной защиты художников г. Санкт-Петербурга;
1993 год – автор проекта «Арт-бизнес в Петербурге» в рамках культурной программы, проводимой Корпусом международных экспертов (IESC);
1997 год – главный художник-постановщик гатчинского фестиваля кино и литературы;
1997 год – главный художник-постановщик юбилейного вечера Игоря Дмитриева;
1994-2002 годы – член комиссии по премиям Правительства г.Санкт-Петербурга в области литературы, искусства, архитектуры;
1998 год – главный художник-постановщик праздника «100-летие Сестрорецкого курорта»; создание серии монументальных панно в интерьере лечебного корпуса;
1999 год – главный архитектор Генерального проекта развития Сестрорецкого курорта на 15 лет;
1999 год – проект скульптурной группы «Променад» в Сестрорецком курорте;
1999 год – проект декоративного фонтана «Дама под зонтом» в Сестрорецком курорте;
2000 год – 110-летие Шарля де Голля. Вручения портрета Шарля де Голля консулу Французской республики в Санкт-Петербурге для передачи в дар Обществу Шарля де Голля в Париже;
2000 год-по настоящее время – проведение мастер-классов, преподавание; 
2001 год – презентация проекта «Почетный гражданин Санкт-Петербурга», портрет Д.С. Лихачева
2001 год, 21 июня – презентация рабочей модели к 100-летию Анре Мальро, г.Санкт-Петербург, театральный музей Самойловых;
2001 год, 26 ноября – передача бюста А. Мальро Российской Национальной библиотеке;
2002 год – участие в конкурсе проектов монументов к 300-летию г. Санкт-Петербурга на съезде с Биржевого моста;
2002 год – проект декоративного оформления интерьеров Константиновского дворца в Стрельне;
2002 год – главный архитектор проекта  памятника Петру I;
2003 год – награжден медалью «В память»
2003 год – изготовление шести монументальных панно для интерьера третьего корпуса санатория «Сестрорецкий курорт»;
2003 год – проект интерьера кинотеатра «Балканы»; два монументальных панно «Беспредметные композиции»;
2004 год – автор мемориальной доски Н.М. Дудинской;
2004 год – присвоение звания «Заслуженный художник России»;
2004 год – автор проекта «Вечный студент» и «Вечный доцент» для Санкт-Петербургского Политехнического университета;
2006 год – проект Музея-усадьбы «Дом И.А. Милютина»;
2007 год – проект бюстов (бронза) А.Г. Гагарина и В.И. Ковалевского для Санкт-Петербургского Политехнического университета;
2007 год — проект и рабочая модель памятника Р.Нуреева;
2007 год — Эскиз театрального занавеса. Михайловский театр;
2007 год — исполнение  проекта в натуре. «Дом И.А. Милютина»;
2008 год — Синод и Сенат. Консультант проекта декоративного убранства;
2008 год – художественное проектирование экспозиции барского дома историко-этнографического музея «Усадьба Гальских»;
2008 год — проект интерьеров правительственной резиденции на Валдае;
2009 год — исполнение проекта в натуре экспозиции барского дома историко-этнографического музея «Усадьба Гальских»;
2009 год — памятник «Пётр I». Исполнение в натуре. Сестрорцкий курорт.

Перечень выставок Виктора Николаева


1987 апрель-июнь — Ленинградская капелла. Персональная выставка.
1991 сентябрь — Санкт-Петербург. Персональная выставка. Галерея «Балтика».
1991 октябрь — г. Пушкин. «180-летию со дня открытия Царскосельского лицея посвящается».
1992 март — Санкт-Петербург. Персональная выставка. Советско-шведская галерея «Интерсот».
1992 сентябрь — г. Пушкин. Галерея «Вустер». «500-летию открытия Америки посвящается».
1993 декабрь — Шведская галерея «ОДЕКС».
1993 октябрь — Санкт-Петербург. Музей прикладного искусства. «С надеждой в XXI век».
1993 апрель — Копенгаген. Галерея «OST I WEST». «Spring exhibition».
1993 год — Санкт-Петербург. Советско-шведская галерея «Интерсот».
1993 декабрь — Копенгаген. Галерея «OST I WEST». «Christmas exhibition».
1993 декабрь — Москва. ЦДХ. Галерея «Крымский Вал». «Сундуки из Санкт-Петербурга».
1994 февраль — Галерея «OST I WEST». «Northern Jutland».
1994 март — Санкт-Петербург. Галерея «Комтур».
1994 июнь — г. Пушкин. Международный фестиваль «Город муз».
1994 апрель — Копенгаген. «European Travel Insurance».
1994 июнь-июль — Копенгаген. Галерея «OST I WEST». «Summer exhibition».
1994 ноябрь — Санкт-Петербург. Смольный. «Богатство России».
1994 январь — Москва. Государственная Дума.
1995 февраль — Санкт-Петербург. «День открытых дверей».
1995 апрель — Санкт-Петербург. Международная выставка «Стиль. Мебель. Интерьер».
1996 год — Санкт-Петербург. Смольный собор. «Русский самовар».
1996 год — Санкт-Петербург. Генеральное Консульство Польши. «Рождественский карнавал».
1996  сентябрь — Павловский Дворец-музей. «Нереальные интерьеры».
1997 январь — Санкт-Петербург. Генеральное Консульство Польши. «Театральные образы».
1997 год — г. Псков. Городской художественный музей. «Ретроспектива творчества В. Николаева».
1997 год — Михайловское. Пушкинские горы. «Ретроспектива творчества В.Николаева».
1997 декабрь — Витебск. Фестиваль памяти И.И. Соллертинского. «Живопись и музыка».
1998 февраль-март — г. Гатчина. Международный кинофестиваль. «Балет XX века».
1998 май — Санкт-Петербург. Бизнес-клуб «Полония».
1998 июнь — «100-летие Сестрорецкого курорта».
1998 сентябрь-октябрь — г. Сестрорецк. «Посвящение Сестрорецкому курорту».
2000 год — Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Выставка-презентация портрета Шарля де Голля, посвященная его 110-летию.
2002 декабрь — Санкт-Петербург. Всесоюзный музей А.С. Пушкина, наб. реки Мойки, д.12. Юбилейная выставка «Петербург и петербуржцы».
2003 март — Санкт-Петербург. Мариинский театр. Международный фестиваль балета. Выставка, посвященная Р. Нурееву.
2005 год — Санкт-Петербург. Союз художников. «Весенняя выставка».
2006 год — Санкт-Петербург. Союз художников. Выставка «Надежда».
2006 год — Санкт-Петербург. Союз художников. «Осенняя выставка».
2006 год март — Санкт-Петербург. Выставка, посвященная Р. Нурееву.
2006 год — Сестрорецкий курорт. Персональная выставка.
2007 январь — г.Уфа. Национальный музей Республики Башкортостан. Персональная выставка, посвященная 450-летию вхождения Башкирии в состав России.
2007 год — Санкт-Петербург. Союз художников. «Весенняя выставка».
2007 год — Санкт-петербургский фонд по создействию развития культуры и искусства. Персональная выставка.
2007 год — Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошидского.
2008 год — Санкт-Петербург. Музей Академии им.АА.Л. Штиглица.
2008 год — Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. Выставка художественных альбомов.
2008 год — Санкт-Петербург. Ленэкспо.
2008 год — Санкт-Петербург. Союз художников. Юбилейная выставка.
2008 год — Санкт-Петербург. Фонд социальной защиты художников Санкт-Петербурга. Персональная выставка.
2009 год — Ярославский выставочный зал Союза художников.
2009 год — Санкт-Петербург. Галерея И. Славинского. «Избранные красотой». Выставка, посвящённая 100-летию русских балетных сезонов С. Дягилева в Париже.

Пресса о Викторе Николаеве

«Час Пик», Е.Алексеева, «Саввы Морозовы рождаются в СП» - апрель 1992 г.;
«Вечерний Петербург», С.Шабашова, «Иллюзорная реальность» - 14 октября 1996 г.;
«Час Пик», З.Арсеньева, «Призрачная маркиза грустит в Павловском дворце» -27 сент.  1996 г.;
«The St.Petersburg Time’s», А. Бадхен, «Fund in a feast for local starving artists» -17 января 1997 г.;
«The St.Petersburg Time’s», Д. Вароли, «Artists learn the value of administration» -25 июля 1997 г.;
«Французские новости», «Балет и история» - февраль 1998 г.;
«IESC News», Р.Пьеротти, «Portrait of IESC assistance to Russian artists»-№4, апрель 1997 г.;
«Russian Life», М.Иванов, «Ballet’s prodigal genius» - № 3, 1998 г.;
«Петербургский Час Пик», С.Сливинская, «В честь генерала Де Голля» – 2000 г.;
«Петербургский Час Пик», С.Сливинская, « Де Голль - Мальро» – 2000 г.;
«Where  St.Petersburg» № 5(17) осень 2000 г.; Е.Остожьева, «Город и горожане»;
«Inflight Review» №4(47) июнь-июль 2000 г.; «Ощущение покоя»;
«PROспект», №4(7) июль-август 2000 г.; «Гармония окружающего мира»;
«PROспект», №5(8)сентябрь-октябрь 2000 г.; «Грод и горожане»;
«PROспект», № 6/154 ноябрь-декабрь 2001; «Год Мальро»;
«Inflight Review» №1(50)декабрь-январь 2001 г.; «Галерея почета»;
«Торговые новости», В.Петриченко, «В СКК мир женщины»  – 2001 г.;
«Строительство и архитектура», И.Радченко, «Жемчужина курортного района» № 2 – 2001 г.;
«Час Пик», С.Сливинская, «Мадлен Мальро и священные рояли» - август 2001 г.;
«Where  St.Petersburg», К.Сологуб, «The Muses of years gone» -сентябрь- октябрь 2002 г.;
«Inflight Review» - июль 2002 г.;
«Комсомольская правда», Е.Родина, «Юбилейное место пока пусто» - 19 февраля 2002 г.;
«Невское время»,Е.Соловьева, «Как бы не навредить» - 10 февраля 2002 г.;
«Смена», А.Глазков, «К окну в Европу» - 08 февраля 2002 г.;
«За рабочее дело», Б.Фетисов, «Ногою твердой встать при море», – 2002 г.;
«PROспект», Е.Остожьева, «Галерея почета»; январь-февраль  2001 г. № 1(10);
«PROспект» - «Город и горожане. В помещении Санкт-Петербургского Фонда культуры»  сентябрь-октябрь 2000 г.; №5 (8);
«Ваш дом», О.Алексеева, «Живописная симфония Виктора Николаева» № 3 (29) – 2002 г.;
«PROспект» - «Гармония окружающего мира»;июль-август 2000 г. № 4 (7);
«Бизнес интернайшнл», «Виктор Николаев…» №36 – 2002 г.;
«Город» № 31(48), К.Щербакова, «Презентация презентации» – декабрь 2002 г.;
«Балет-Арт» № 3, М.Иванов, «Скульптурный портрет Н.Дудинской работы В.Николаева» – 2002 г.;
«Красный», Т.Шполак, «Николаев в гостях у Пушкина», №06 -декабрь  2002 г.;
«Санкт-Петербургские ведомости»,Э.Беленкова, «Отражение трех веков»  - февраль 2002 г.;
«Санкт-Петербургские ведомости», О.Наумова, «Презентация презентации» - декабрь 2002 г.;
«Собака.ru» № 1 – январь 2003 г.;
«На Невском» - август 2006 г.;
«Вечерняя Уфа» - 16 января 2007 г.; Б.Гайнетдинов, «Свою музу я еще не нашел»;


 

ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА СКУЛЬПТУРА КОСТЮМЫ ПРОЕКТЫ
ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА СКУЛЬПТУРА КОСТЮМЫ ПРОЕКТЫ


Главная / Биография / Галереи работ / Уроки живописи / Художественное проектирование / Контакты
 
Hosted by uCoz